Воистину
велики труды и подвиги, совершенные сим достойным преемником великих в истории
св. Церкви Иоаннов! Он, подобно Иоанну Предтече, благим нравом обличал грехи
людския, призывая многих к покаянию и исправлению, внутри же считая себя первым
из всех беззаконников. Как апостол Иоанн Богослов, он питал особую любовь к
Преблагословенной Деве Марии, воздвигнув в честь Ея имени величественные соборы
и почив в Бозе пред Ея Чудотворной иконой Курско-Коренной. Он, уподобляясь
Златоусту, привел многих «отчужденных от жизни Божией» (Еф. 4, 18) своими
высоконазидательными поучениями и душеполезными писаниями в чудный Свет
Христов, «просвещающий всех», ибо он поил их рекой Святаго Духа, текущей из уст
его. Он, как и Лествичник, противоборствовал помыслам, умалял страсти, созидал
дом духовный; и восходя по лествице добродетелей, стяжал сугубую благодать
Божию, вспомоществующую в. тяжких подвигах иноческаго жития. Подражая своему великому предку, митрополиту Тобольскому
Иоанну, он, миссионерски подвизаясь, причислил многих к избранному стаду
верных, возжигая в сердцах их нетленный свет богоразумия. Святитель, ревнуя
богомудрому Дамаскину, защищал Веру и Святую Церковь Христову от нападений со
стороны еретичествующих и нечестивых отступников, ограждая вверенную паству от
всех противных Православию вредностей, ибо «ревность по дому Господню снеде
его» (Пс. 68, 10). Подобно праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, он,
постоянно стремясь к многоплодию, ежедневно освящался, просвещался и обновлялся
великим Таинством Божественного Причащения, следуя словам Спасовым: «Кто
пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан. 15, 5). И так сей святый муж, достигнув превысокой степени духовного
совершенства, украсил мир наш прелюбодейный и грешный, не принявший его. Ему за
добро платили черной неблагодарностью, но, тем не менее, Святитель, ожидая мзду
на небеси, был тверд духом, покоен, добр и прост сердцем, прислушиваясь к
изречению Священного Писания: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим
злое» (I Рим. 12, 21). «Если бы ты знал, — говорил преподобный Серафим
Саровский, — какая радость, какая сладость ожидает душу праведника на небе, то
ты решился бы во временной жизни переносить всякия скорби, гонения и клевету с
благодарением. Если бы эта келия полна была червей, и если бы эти черви ели
плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно было бы на это
согласиться, чтобы только не лишиться небесной радости». И ныне сияя
неизреченною славою небесною, наш приснопамятный Архипастырь торжествует над
видимыми и невидимыми врагами своими! «Саулова злоба, — писал митрополит
Тобольский Иоанн, — доставила Давиду царский венец. Львиный ров ввел Даниила в
большую честь и славу, каких не достигли цари земные. Христос со Креста вошел в
рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на Небо и
воссел по правую сторону Бога Отца» («Илиотропион», Киев, 1908 г., стр.
19). «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да
радуется», ибо сей благоговейный Архиерей Божий ныне открыто ходатайствует о
нас грешных пред Имеющим престол небо и землю подножие ногам! Не с сего дня
Господь сподобил его неувядаемого венца святости, но со дня переселения своего
в Небесныя чертоги. Вси же насладимся сего пира веры и
со всею Церковию возблагодарим всеблагое смотрение Божие, воздвигающее во время
благопотребное таковых столпов Веры, особенно же в наш век всемирной апостасии!
Вместе с благодарностью вознесем и наши сугубыя моления ко Господу и святителю
Иоанну, со благоговением лобызая его честныя мощи, неоскудно точащия исцеления
всем верным, дабы по его теплому предстательству утвердилась бы Вера наша и
Церковь в многострадальном Отечестве нашем и во всем мире! Чтец Серафим Ган Свято-Троицкая духовная семинария, Джорданвилл
|