> Сергей получил образование в Касимовском Духовном училище,
Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил
в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата
богословия. > В 1915 году поступил на должность
псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской
церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. Рукоположен был епископом
Вятским Никандром 26 октября старого стиля. В 1919 году
был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город
Советск Кировской области) и назначен благочинным 1-го округа Яранского
уезда Вятской епархии. > Чудом остался жив
при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд
латышских стрелков. Ночью пошли с рейдом по городу, арестовывая
и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли
к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет
«главный поп». Сторож показал на дом старого настоятеля, который был
в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней
привычке и был «главным попом». Старца-священника разбудили, вывели
из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто
не записал для памяти и поминовения в наши дни, но отец
Сергий, конечно, помнил его и всегда о нём молился как
о пострадавшем за Христа. > В том же году
всех священников арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров
недалеко от железнодорожной ветки. Всё духовенство было уверено,
что копают могилу для себя. И плакали, и молились, прося
у Бога поддержки. Потом вдруг подъехал состав из нескольких товарных
вагонов и начальник прокричал: > – Вам, попам,
не привыкать к покойницкой вони. Вот мы и пригнали
вас сюда. Ваша задача — разгрузить и закопать четыре вагона
тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны!
> Вонь, действительно, разносилась страшная. Но радость
о том, что смерть прошла стороной, была велика.
> В 1923 году отец Сергий с семьей переехал в Касимов.
Определением архиепископа Рязанского и Зарайского Бориса (Соколова;
† 1928) с 8 сентября был назначен настоятелем Троицкой
церкви в Касимове. 26 февраля 1928 года был награжден крестом
с украшениями «за усердное проповедание слова Божия».
По характеристике касимовского горсовета, проповеди протоиерея Сергия
приходили слушать жители города из других приходов. Он был прекрасный
проповедник, оратор, апологет, дерзновенно защищавший Бога и Его Святую
Церковь. > В декабре 1929 года протоиерей Сергий
был арестован и заключен в Касимовскую тюрьму вместе
со многими священнослужителями города и района. Заключение длилось
несколько месяцев. К Пасхе пришло неожиданное освобождение. Лишь несколько
лет назад выяснилось, что протоиерей Сергий был приговорен к двум
годам заключения, но по ходатайству касимовских прихожан
был освобожден по указанию из Рязани.
> По решению священномученика архиепископа Рязанского
и Шацкого Иувеналия протоиерей Сергий был награжден митрой (указ
№ 583 от 4 мая 1934 года). > В эти
годы полностью раскрылись таланты отца Сергия, данные ему от Бога.
Он был как бы собирателем и некоторым центром церковной
и духовной жизни города. Его естественная властность вместе
со смирением и простотой, сила слова и наставления
воздействовали на многих и многих людей. Его беседы
со священнослужителями, приезжавшими в Касимов, были
для духовенства большой поддержкой. Отца Сергия любил слушать даже
его отец — протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов,
что вызывало даже некоторую ревность его супруги — Клавдии
Андреевны. Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев, бывший в заключении
в тюрьме вместе с отцом Сергием зимой 1930 года, говорил
позднее: > – Был бы отец Сергий в тюрьме,
а с ним и тюрьма не тюрьма! > Следственное
дело 1935 года показывает, что осью его, вместе с делом блаженной Матроны
Анемнясевской, исповедницы <...>, были проповеди и служение
протоиерея Сергия, о чём свидетельствует стандартный вопрос
к свидетелям: > – Дайте, пожалуйста, характеристику
проповедей протоиерея Сергия Правдолюбова... > Арест был,
конечно, неизбежен. Характеристика отца Сергия в горисполкоме была
заготовлена заранее. В ней написано: «Сергий Правдолюбов, 42 лет,
митрофорный протоиерей...» На самом деле отец Сергий получил митру
в 44 года, а не в 42. Значит, текст писался
в 1932 году, за три года до ареста! > Центром
жизни протоиерея Сергия безусловно является заключение и пребывание
на Соловках в 1935–1940 годах. Крест исповедничества он нес
с большим достоинством, духовным опытом и смирением, что хорошо
показано в соловецких рассказах его сына Анатолия (рассказы были
опубликованы в 1999 году). Сын свидетельствует также
и о том, что отец Сергий был неким «духовным корнем,
из которого все мы выросли». > После освобождения
из лагеря в 1940 году отец Сергий вернулся в Касимов,
но Троицкая церковь была уже закрыта, священнических мест
не было. Существовал отец Сергий со своей семьей случайными требами,
временным служением в том или другом храме во время болезни
штатных священников и тем, что работала его жена, Лидия
Дмитриевна, помогая прокормить большую семью. > В 1943 году
отец Сергий был приглашен на освободившееся место в Никольскую
церковь в Касимове, но прослужил недолго, так как в декабре
был мобилизован на трудовой фронт и направлен в Малеево
в качестве сторожа инвентаря Малеевского карьера по добыче белого
камня для строительства и других нужд. Каменоломни были всегда местом
работы рабов и заключенных... > После трех лет пребывания
в каменоломнях отец Сергий получил назначение настоятелем
и благочинным в город Спасск Рязанской области и с 1946
года до декабря 1947-го жил и служил в Спасске. Здесь
Бог послал ему большую радость: его сын Анатолий, пребывавший вместе
с ним на Соловках, 21 июля был рукоположен во диакона
и назначен в храм к отцу для совместного служения. Однако
недолго длилось это служение: протоиерея Сергия перевели в город
Лебедянь (тогда город входил в состав Рязанской области). Вместо отца
в Спасске оставили сына — уполномоченный Совета по делам
религии пошел даже на это, только бы выслать отца Сергия из Спасска.
Протоиерей Сергий уехал в Лебедянь, а 7 декабря диакона Анатолия
рукоположили во священника и сразу же назначили настоятелем
и благочинным Спасского округа. > Последние три года
жизни отца Сергия прошли в болезнях и трудах — сказывалось
заключение. 18 декабря 1950 года, в канун дня памяти особенно
чтимого отцом Сергием Святителя и Чудотворца Николая, сердце соловецкого
узника и исповедника не выдержало — и душа его отошла
ко Господу. Ему было шестьдесят лет, а выглядел он на все
восемьдесят. > Наставления отца Сергия бережно
и свято хранились в его семье. Двое его сыновей стали
священниками (двое погибли на фронте). Влияние отца Сергия,
его духовного облика, личности, сильно и сейчас —
в его детях и внуках, которые тоже стали священниками,
и неразрывно связано с его исповедническим подвигом.
> Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия и Священного Синода 28 декабря 2000 года протоиерей Сергий
был прославлен как священноисповедник и причислен к Собору
новомучеников и исповедников Российских. <....>
> Память священноисповедника Сергия можно совершать в день
его кончины — 5/18 декабря, в день Собора Рязанских
святых — 10/23 июня, а также вместе с Собором
новомучеников и исповедников Российских —
25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем,
а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после
25 января / 7 февраля. *** > Сохранилось "Завещание"
о. Сергия — написанное им в 1944 году наставление детям
и внукам (многие из них стали священниками), своеобразный краткий
катехизис, столь нужный в эпоху, когда Церковь была в материально
отчаянном положении. В 1944-м году призывать к вере вопреки
страданиям и благодаря страданиям не было красным
словом: > "Бывают
в жизни человека внезапные и сильные потрясения — удары.
Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает
человека ошеломляющий, неожиданный удар — и вся жизнь
перевернулась: человек теряет равновесие от тяжких страданий. Если
без воли Божией не падает ни один волос с головы нашей, то
уж конечно не без воли Божией бывают эти сокрушительные
жизненные удары. Бог ведает причины каждого из них, а нам нужно
твердо знать и свято верить, что это — рука Божия,
воля Божия о нас, благая и совершенная".
|