> Культура "растворимой" любви
> Культура
успеха и эффективности стремится любой ценой избежать страдания. Согласно
ее стереотипам – а часто эти стереотипы воспроизводят
и популярные книжки по психологии – всякая неприятность
дурна сама по себе. Это просто проблема, которую надо решить,
причем – как можно быстрее. Кто ее не решает, тот сам
виноват. А мудрые люди не страдают. > Быть может, такой подход
оправдан на производстве или в бизнесе. Но не в живой жизни
людей. Настоящие психологи знают, что это неправда. Никто из них
не посоветует человеку, потерявшему друга, выпить шампанского
или антидепрессант и посмотреть веселый фильм, чтобы отвлечься
от мрачных мыслей. После потери человек должен горевать – только
так он проживает травму правильным образом. Некоторые страдания неизбежны.
И в каком-то смысле сама зрелость человека связана с его
способностью добровольно переносить неприятное. > Подход
"без страданий" не работает в воспитании детей
или даже в обучении игре на скрипке. Если я говорю другу,
который чем-то всерьез расстроен: "Не надо копаться в мрачных
мыслях, просто забудь о своих проблемах", – это будет
бесчеловечно. Другу покажется, что я его просто не желаю слушать
и принимать всерьез (а может быть, не "покажется",
а так оно и есть?). > Многие популярные статьи и книжки прилагают
подход "без страданий" к любви и браку.
В результате получается бесчеловечная и ложная картина,
как будто бы цель любви – любить другого с минимальным
напряжением и прилагая как можно меньше усилий. И чтобы
эта жизнь состояла из непрерывного счастья, а если счастья нет,
значит, с браком что-то не в порядке – и тогда
проще всего сменить "партнера" (ужасное слово, но тут
оно уместно). Такая вот быстрая, легкая, "растворимая" любовь
без лишнего стресса. > Это полный абсурд: что человек вкладывает
в отношения, то он и получает, что сеет, то и жнет.
И как бы он ни старался, страдания там неизбежны.
И лучше с первого дня от них не убегать. > Непопулярные вещи: страдание
и смерть > Это ни в коем случае не призыв
к моральному мазохизму и пуританству! Действительно, иные люди
культивируют страдания, и в этом нет ничего хорошего.
А если сказать точнее, такие люди культивируют страдания воображаемые
именно потому, что боятся встретиться с каким-то страданием
подлинным. > Брак
действительно нацелен на радость и полноту жизни. Радость важна.
Но ее не бывает без страдания. Сама любовь – это,
среди прочего, добровольное страдание ради другого человека. Если в браке
стремиться к радости любой ценой, не получится не только брака
и любви – скорее всего со временем там не останется
и самой радости. > Боль указывает на несовершенство.
Она настойчиво говорит о том, что нужно что-то исправить,
что нужно расти и двигаться дальше. Если от нее не убегать,
она указывает путь. Это путь к более полной радости забвения
о себе. Такая радость дорого стоит, и психологи мало об этом
знают. > К счастью, христиане это понимают лучше.
Они способны видеть смысл в таких непопулярных вещах,
как страдание и умирание. Они знают, что путь к жизни
проходит через смерть. Радость свадьбы – только символ того,
что есть брак. А на самом деле со свадьбы начинается
процесс умирания. Сначала это смерть для старых привычек, одиночества
и независимости. Далее оказывается, что отдавать себя
другому – это никогда не легко, в каком-то смысле
не "естественно" для любого человека. И наконец, двое
людей, оказавшись вместе, непрерывно на протяжении многих лет открывают
в себе всё новые и новые бездны эгоизма. Этот эгоизм глубоко
пропитывает каждого из нас. Это неизбежно, потому что, если
воспользоваться простым и непопулярным языком христиан, любой
брак – это всегда встреча двух грешников. Многим людям кажется,
что христианское представление о греховности унижает человека
и парализует его свободу. А на самом деле
оно проникнуто уважением к человеку: во-первых, оно просто
отражает реальное положение вещей (и брак позволяет сделать
тут болезненные, но необходимые открытия); во-вторых,
оно указывает на его предназначение – человек создан
для чего-то лучшего и большего. Брак – и средство,
и повод, и необходимость стать человеком в полной мере. Именно
потому он не обходится без боли умирания. > К счастью, христиане знают
еще одну важную вещь: что страдания и смерть – это
не конец истории. И тогда они могут принимать неизбежные
сложности как дар, а не как помеху, от которой надо
как можно быстрее освободиться.
> Страдание
и радость живут вместе > Есть еще одно великое заблуждение.
Оно состоит в том, что человек либо страдает, либо радуется,
и что одно состояние полностью исключает другое. На самом деле
полнота жизни – это больше и страдания, и радости
одновременно. Иными словами, когда человек не убегает от неприятного,
он получает способность и радоваться больше, как бы расширяя
диапазон восприятия жизни. Страдание и радость часто живут вместе.
Например, даже самая счастливая влюбленность – это
не только блаженство, но и усиление тревог за другого
человека, за то, что всё это кончится или тебя отвергнут. Так
и далее в отношениях: радость и страдание вполне могут
существовать рядом, даже одновременно. > Меня часто поражает то, с какой готовностью
молодые люди вступают в брак. Иногда мне кажется, что
это объясняется лишь слепотой влюбленности, наивной опрометчивостью
и непониманием всей серьезности отношений. Ведь они обещают друг
другу нечто почти невозможное в этом мире. Если бы они понимали, как
всё серьезно, быть может, они бы не спешили. А иногда
мне кажется другое – что ими движет вера
в невозможное, и потому они не боятся риска, и это
прекрасно. Быть может, там есть оба мотива: и наивность,
и вера. Хорошо, что уже на венчании они слышат пение
про мучеников. Оно напоминает о верной перспективе:
брак – это путь к радости, но путь этот –
узкий.
|