Обычно слыша церковные песнопения, в которых прославляются
угодники Божии, вспоминаемые Церковью, мы слышим мужские имена. Но вот сегодня
празднуется память двух угодников Божиих, вернее, угодниц - оба святые имена
прославляемые сегодня суть женские. Святая
великомученица Евфимия и святая блаженная княгиня Ольга - обе получили еще по
одному наименованию: св. Евфимия называется <всехвальною>, а св. Ольга
еще современниками была названа <мудрейшею из жен>. Святая Евфимия была замучена во время гонения христиан при
Диоклетиане, и ее смерть и страдания вспоминаются 16-го сентября. А сегодня
память ее празднуется по случаю одного чуда, бывшего во время IV Вселенского
Собора. Четвертый Вселенский Собор должен был решить, кто прав - те ли, кто
веруют, что Христос был Бог и человек, Богочеловек, или те, которые утверждают,
что в Христе Божество совершенно поглотило человечество, так что даже и
страдания Его были только кажущиеся. Когда
представители православных, возглавляемые свв. Анатолием Цареградским и
Ювеналием Иерусалимским, многими доводами из Священного Писания и Предания
доказали, что Христос есть Богочеловек, то, желая получить еще особое Божие
Указание, где правильная вера, написали два исповедания веры - православное и
монофизитское. Оба они были положены в раку с мощами св. Евфимии, находившимися
в том храме, где происходили заседания IV Вселенского Собора. Рака была
заключена, храм заперт, так что в него никто не мог проникнуть, а когда через
три дня отперли храм и открыли раку, православное исповедание лежало на груди
св. Евфимии, а монофизитское под ее ногами, и она как бы попирала его. После
такого ясного Божиего указания окончательно утвердилось то, что и мы ныне
исповедуем, что Христос есть Богочеловек, а монофизитская вера была осуждена.
Св. Евфимия получила тогда наименование <предел свв. Отцов>,
<Утверждение Православной веры>. Прошло
несколько сот лет после этого чуда. Приняла Христианство русская Великая
княгиня Ольга, при крещении получившая имя Елена. Она желала крестить всю Русь,
многие и последовали ее примеру, но вполне осуществить свое желание ей не
удалось, и даже сын ее, суровый Святослав, остался язычником. Но вот внук ее
Владимир решил менять веру. Когда он стал склоняться к православию, для
окончательного решения созвал своих бояр и воевод на совещание. После многих
доводов, приведенных в пользу принятия православия из Царьграда, бояре сказали:
<Не будь хороша эта вера, не приняла бы ея мудрейшая из жен Ольга>. Этот
довод был настолько убедителен, что вопрос о принятии веры был решен. То, что
Ольга не могла сделать при жизни, она совершила после смерти. Память ее, как
святой, стала прославляться по всей Руси в день ее смерти 11 июля, вместе со
св. Евфимией, которой мощи были из Халкидона перенесены в Царьград. Прошли столетия. Иноверцы взяли Царьград, и Москва сделалась
столицей православия. Как бы в ознаменование сего, по Божию благоволению, в
Москву при царе Михаиле Феодоровиче, который родился, кстати сказать, как раз в
сегодняшний день, перенесен был нешвенный хитон Христов. Некогда Второй Рим -
Царьград - имел, как защиту, драгоценнейшие святыни, - ризу и пояс Богоматери.
Известно, что и первые русские князья-христиане Аскольд и Дир, крестились после
того, как испытали на себе чудо при походе на Царьград: когда в море патриархом
была опущена риза Богоматери, то поднялась страшная буря, которая разметала
русские корабли, и выброшенные на берег русские воеводы и воины крестились,
пораженные этим чудом. А вот в Москву перенесена не риза Богоматери, а Самого
Господа Иисуса Христа, Его нешвенный хитон. Третий Рим
возглавил все православные народы, начал освобождать православный Восток от
иноверцев и, казалось, близок был совершенный конец их власти. Но в решительный
момент сама Россия подпала под еще страшнейшее рабство коммунизма. В
порабощенном Втором Риме (Константинополе), если не смеют устраивать крестных
ходов и вообще выражать открыто знаки почитания православной веры, могут хотя в
храмах своих безпрепятственно возносить славословия и моления Богу, даже
молитвы о благоверных царях, т.к. греки не меняли текста молитв, содержащих
таковые прошения. В сегодняшний день поставлена на середину храма Царьградской
патриархии рака с мощами св. Евфимии с славянской надписью, что рака эта - дар
митрополита Петербургского Антония. Этой надписью как бы свидетельствуется, что
и русский народ своими молитвами невидимо предстоит мощам св. Евфимии. А там,
где находятся мощи св. Ольги, отбираются храмы и превращаются в кинематографы,
музеи и театры; в оставшиеся храмы, при поддержке власти, вторгаются
живоцерковники и самосвяты. И душу, и тело хочет поработить безбожная власть,
контролирующая даже то, что делается в церквах. Но чудеса, совершенные по
смерти св. Евфимией и Ольгой, дают нам надежду, что и ныне они
предстательствуют за православных. Закончим нашу
сегодняшнюю молитву прошением, находящимся в кондаке св. Евфимии: <И ныне,
якоже ереси, врагов шатание под ноги православных царей покори>.
Аминь. Белград 1928 г. Святитель Иоанн (Максимович)
|