> Другой пример. > Мама торопится закончить приготовления
к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме
нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той
скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать.
Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна
настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются... > Что общего в этих
историях? Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу
страстей»? > Очевидно,
что дело — в столкновении интересов родителя и ребенка.
Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны
означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные
переживания: раздражение, обиду, гнев. Пользуясь уже известной
нам терминологией, можно сказать, что при столкновении интересов
возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка,
и у родителя. Или, другими словами, оба стакана оказываются
наполненными до краев.
> Что же делать в таких
случаях? > Родители решают
эту задачу по‑разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить
до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошее... в принципе. Но,
к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши
и нашего ребенка однажды разойдутся. Жизнь слишком сложна, чтобы интересы
родителей и детей (да и родителей между собой) всегда
совпадали. > Когда же начинаются
противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода,
как настоять на своем, другие же, напротив, считают,
что лучше уступить, сохраняя мир. > Так появляются
два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны
под общим названием «Выигрывает только один». Посмотрим, как
это случается в жизни. > Первый неконструктивный
способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель». > К примеру, в случае конфликта
у телевизора мама может в раздражении сказать: > — Ничего, подождешь
со своим футболом. Попробуй только переключить еще раз! > А во второй ситуации
с хлебом слова мамы могут звучать так: > — А всё‑таки
ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется.
Что это такое, никогда тебя не допросишься?! > Что на это отвечают дети? Напомним,
что их «стакан» полон, они эмоционально заряжены, а во фразах
мамы звучат приказы, обвинения, угрозы. От этого уровень в «стакане»
сына или дочери, скорее всего, еще больше поднимется. > — Это твое кино
дурацкое! > — Нет,
не пойду! Не пойду — и всё, и ничего ты мне
не сделаешь! Родители, склонные
использовать первый способ, считают, что побеждать ребенка, ломать
его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею
сядет», «будет делать, что хочет». > Сами того не замечая,
они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся
того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого».
А дети очень чувствительны к манерам родителей, и с раннего
детства им подражают. Так что в семьях, где применяются
авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они
как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит
на камень». > Есть
и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать
от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается
объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако
если такой нажим — постоянная тактика родителей, с помощью которой
они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило:
«Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет,
всё равно придется делать то, что хотят или требуют
родители». > В некоторых семьях
это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными.
Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.
Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида,
их отношения с родителями нельзя назвать близкими
и доверительными. > Второй неконструктивный способ
разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребенок». > По этому пути идут родители,
которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно
жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое. > В этих случаях дети растут
эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя
организовать. Всё это может быть и не так заметно
в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят
за двери дома и включаются в какое‑то общее дело,
как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе,
в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими
завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу
другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки
и даже отвержение. > В такой семье у родителей
накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой.
В старости такие «вечно уступчивые» взрослые часто оказываются одинокими
и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут
простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу. > Таким образом, неправильно разрешаемые
семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект
накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые
потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно
внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами
и вашим ребенком. > Каков же путь благополучного выхода
из конфликта? Оказывается, можно повести дело так, что ни одна
сторона не проиграет, больше того, можно сказать, что обе стороны
окажутся в выигрыше. Рассмотрим этот способ более подробно. > Конструктивный способ разрешения
конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и родитель,
и ребенок». > Сразу скажу, что
этот способ основывается на Двух навыках общения: активном слушании
и «Я‑сообщении». Так что усиленно рекомендую сначала
практически освоить все, что мы проходили на предыдущих уроках.
Сначала убедитесь, что вам удается успешно послушать ребенка
и сообщить ему о своих чувствах в более простых, бесконфликтных
ситуациях, и только потом переходите к более сложным случаям.
Сам метод предполагает несколько последовательных шагов или этапов.
Сначала перечислим их, а потом разберем каждый в отдельности. > 1. Прояснение конфликтной ситуации. > 2. Сбор предложений. > 3. Оценка предложений и выбор
наиболее приемлемого. > 4.
Детализация решения. > 5. Выполнение
решения; проверка. > Итак, первый
шаг: прояснение конфликтной ситуации. > Сначала родитель выслушивает ребенка.
Уточняет, в чём состоит его проблема, а именно: что
он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что
его затрудняет и т.д. > Делает он это в стиле
активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание,
потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит
о своем желании или проблеме, используя форму
«Я‑сообщения». > Воспользуемся всё тем же примером
с просьбой о покупке хлеба. > МАМА: Леночка,
пожалуйста, сбегай за хлебом. Гости сейчас придут, а у меня
еще дел по горло! > ДОЧЬ: Ой, мам,
мне же на секцию сейчас! > МАМА:
У тебя секция, и ты не хочешь опаздывать (активное
слушание). > ДОЧЬ: Да, понимаешь, у нас ведь начинается
с разминки, и ее нельзя пропускать. > МАМА: Тебе
нельзя опаздывать... (активное слушание). А у меня такое
затруднительное положение... Гости вот‑вот придут, а хлеба нет!
(«Я‑сообщение».) Как же нам быть? (Переход ко второму
шагу.) > Еще раз замечу,
что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как
он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо
большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие
в поисках совместного решения. > Часто, едва взрослый начинает активно
слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале
казалось «простым упрямствам», начинает восприниматься родителем
как проблема, заслуживающая внимания. > Тогда возникает готовность пойти
навстречу ребенку. > Под Новый год у папы
с его тринадцатилетним сыном произошла ссора. Испорчен был
и новогодний вечер, и часть школьных каникул. Вообще‑то
всё случилось из‑за пустяка: сын не захотел отправиться
в ванну мыться. Рассказывая потом о конфликте, папа недоумевал:
«Обычно этот вопрос у нас не вызывал никаких затруднений. Но тут
что‑то заклинило. Возможно, я приказал слишком резко или сделал
это в неподходящий момент. А потом, как я чувствовал,
для него дело пошло „на принцип": хотел настоять на своем,
показать характер. Я тоже не сдавался. В конце концов насильно
загнал его в ванну и запер на час, пока не вымоется.
Он вымылся, конечно, но потом мы несколько дней
не разговаривали». > Папа
очень точно уловил желание сына отстоять право на самостоятельность.
Однако предпочел решать конфликт первым неконструктивным способом. > — А что было бы,
если бы в тот момент вы активно послушали сына? — спросили
папу на занятиях. > — Ну, всё пошло бы, конечно,
иначе. И он не так бы упрямился, да и мне не захотелось бы
уже так давить на него. > Как вы помните, выслушав ребенка,
нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Это очень
ответственный момент. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее
о вашем переживании, чем вам — о его. Проследите, чтобы ваше
высказывание имело форму «Я‑сообщения»,
а не «Ты‑сообщения». Например: > — Мне тяжело и обидно
вести хозяйство одной (вместо: «Вы всё взвалили на меня одну»). > — Мне трудно идти
так быстро (вместо: «Ты меня совсем загнал»). > — Знаешь, я очень ждала этой
передачи (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый
день?!»). > Послать
в конфликтной ситуации точное «Я‑сообщение» важно еще
и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно
его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка. > Коля, накопив денег, из тех
карманных, что давали ему родители, решил истратить их на жвачку
и марки. Однако родители хотели, чтобы вместо жвачки он купил себе
какую‑нибудь игру. Мальчик настаивал на своем, родители —
на своем. Кончилось взаимными упреками, обидами, ссорой. > Правы ли родители? Нет! Спросим, какая
их личная потребность была бы ущемлена, если бы Коля купил жвачку?
Да никакая! Значит, оснований для конфликта просто
не было. > К сожалению,
довольно часто родители прибегают к запретам, не задумываясь: «Нельзя
— и всё!» А если ребенок начинает интересоваться, почему нельзя,
то добавляют: «Мы не должны перед тобой отчитываться». > А если попытаться отчитаться
по крайней мере перед собой? Тогда может оказаться, что
за этим «нельзя» не стоит ничего большего, кроме желания утвердить
свою власть или поддержать свой родительский авторитет. О власти
и авторитете мы поговорим немного позже, в ответах
на вопросы, а сейчас продолжим разбор этапов этого метода. > Второй шаг: сбор предложений.
> Этот этап начинается
с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?»,
или: «Как нам поступить?» После этого надо обязательно подождать,
дать возможность ребенку первомупредложить решение (или решения),
и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже
самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается
с места. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если
предложений много, их можно записать на листе бумаги. > Приведу пример, рассказанный
на наших курсах одной мамой. > Возвратясь с работы,
она обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга
Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить
посмотреть очень интересную телепрограмму, которая начиналась
в 11 часов. Родители Миши разрешили ему остаться ночевать
в гостях. > Однако мама
очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял
в ее комнате. Кроме того, ребятам утром в школу,
не следовало бы так сильно нарушать режим. > Как быть? > Мама решила применить конструктивный
способ разрешения конфликтной ситуации. Внимательно выслушав ребят
и поделившись своими опасениями, она спросила: «Как же нам
быть?». Ребята предложили несколько вариантов: > 1. Попросить у родителей Миши
разрешения посмотреть передачу у него. > 2. Посмотреть передачу вместе,
а потом Мише идти домой. > 3. Маме с Петей поменяться
комнатами: тогда ребята смогут, не мешая ей, посмотреть
передачу. > 4. Поиграть
вместе до 11 часов и потом лечь спать; Миша остается
в гостях. > Предложения
мамы были такие: > 5. Ребята
играют до 10 часов и потом все ложатся спать. > 6. Ребята идут ночевать
к Мише. > 7. Каждый
ночует у себя дома. > 8.
Ребята ложатся спать в 10 часов, но мама разрешает им
почитать. > Стоит заметить,
что некоторые предложения ребят (например, второе) с самого начала
могли показаться маме неподходящими, однако она устояла перед искушением
сразу сказать об этом. > Когда
сбор предложений окончен, делают следующий шаг.
> Третий шаг:
оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. > На этом этапе проходит совместное
обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы
друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного
уважения. > В примере
с мальчиками и мамой этот этап проходил так: > 1. Родители Миши оказались против,
и предложение отпало само собой. > 2. Не годится, так как мама
оказывается в проигрыше. > 3. Маме не очень удобно:
она привыкла спать на своем месте. Кроме того, она обычно читает
на ночь, а в Петиной комнате нет ночника; от верхнего
света у нее разболится голова. Попутно Петя замечает Мише, что, сидя
поздно у телевизора, он «опять заснет». > 4. Мама не возражает. Петя
развивает идею: «Давай возьмем с собой в комнату приемник
и конструктор». Миша: «Построим гараж и сверх скоростную дорогу.
Наушники берем?». > 5.
Не устраивает ребят. > 6. Миша звонит родителям, чтобы
посоветоваться, но его мама не разрешает ложиться поздно. > 7. Ребят не устраивает: «Хотим
быть вместе». > 8. Ребята:
«Можно, конечно, но лучше бы не читать, а поиграть
в Петиной комнате». > В конечном итоге выбирается
предложение 4. > Если
в выборе лучшего решения участвует несколько человек — как было
и в этом случае — то лучшим считается то, которое принимается
единодушно. > Заметим, что
это была первая попытка мамы применить конструктивный способ разрешения
конфликтов, и она это сделала довольно успешно. > Некоторым из читателей может
не понравиться решение, к которому пришли все трое: ведь
оно означало, что ребята лягут поздно. Однако не будем судить
о правильности этого решения: важно, что оно показалось и маме,
и ребятам в той ситуации вполне приемлемым. Для нас же
гораздо важнее обратить внимание на процесс, который вел к этому
решению, выделить в нём несколько положительных моментов. > Во‑первых, мы видим,
что каждый участник оказался выслушан. Во‑вторых, каждый вник
в положение другого. В‑третьих, между «сторонами»
не возникло ни раздражения, ни обиды; напротив, сохранилась
атмосфера дружеских отношений. В‑четвертых, ребятам представилась
возможность осознать свои истинные желания, например, оказалось, что
им важно не столько смотреть телевизор, сколько провести вечер
вместе. Наконец, последнее: ребята получили прекрасный урок, как вместе
решать «трудные» вопросы. > Практика
родителей показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение
споров становится для ребят привычным делом. > Четвертый шаг: детализация принятого
решения. > Предположим,
в семье решили, что сын уже большой, и ему пора
самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу.
Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность
высыпаться. > Однако одного решения
мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая
еда лежит, как разогревать завтрак и т.д. > Пятый шаг: выполнение решения,
проверка. > Возьмем такой
пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно.
Пройдя все этапы, пришли к определенному решению. Его хорошо бы
записать на листочке и повесить на стену (см. шаг четыре). > Предположим, на старшего сына
пришлись такие обязанности: выносить мусор, мыть по вечерам посуду,
покупать хлеб и отводить младшего брата в сад. Если раньше мальчик
не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны
срывы. > Не стоит пенять ему
при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент,
когда есть время у него и у вас и никто не раздражен,
можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?» > Лучше, если о неудачах скажет
сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить,
в чём, по его мнению, причина. > Может быть, что‑то не учли,
или нужна какая‑то помощь; или он предпочел бы другое, «более
ответственное» поручение. > В заключение замечу, что этот
способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив,
он приглашает к сотрудничеству с самого начала,
и в конечном итоге выигрывают все. > ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ. > ВОПРОС:Как начать применять конструктивный способ,
если никогда ничего подобного в семье не делали? > ОТВЕТ:
Начать лучше всего с общего разговора в семье. Это хорошо делать,
собравшись вместе в спокойной обстановке. Объясните ребятам, что есть
хороший способ «договориться», расскажите, как это делать
и пригласите попробовать. От взрослых же здесь требуется
действительное желание выслушивать ребенка. Еще раз напомню: активное
слушание — ваш главный помощник. > ВОПРОС:Не страдает ли родительский
авторитет? > ОТВЕТ: Давайте обсудим различия между двумя понятиями:
авторитет и авторитарность. Авторитарным называют человека, который
стремится к власти и, пользуясь силой, добивается от других
подчинения. Авторитетен тот, чье влияние на поступки других основано
на признании и уважении его мнения, его личных качеств:
компетентности, справедливости и т. п. > Для маленького ребенка родители —
существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша папа —
самый сильный, самый умный, самый справедливый; мама — самая красивая,
самая добрая, самая замечательная. > Этот авторитет родители имеют просто
потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел и слаб.
В первые годы жизни такой естественный авторитет дает ребенку очень много.
Он бессознательно «впитывает» от родителей всё: манеры поведения,
вкусы и взгляды, ценности и моральные нормы. Но со временем
соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей
и родителей. Может случиться, что папа уже не знает,
как решить задачу, с которой справляется сын, а мама
не прочла столько книг, сколько ее дочь. > Наступает критический момент, когда
авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста. > Что же тогда происходит? > Родители оказываются перед драматическим
выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью. > Путь авторитарности — абсолютно
тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение
или страх наказания, перестает действовать. > Ребенок рано или поздно вступает
в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои
потребности и цели, и делает это со всей энергией своих юных
сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное
на этом пути — ощущение невозможности повернуть назад. > На наш взгляд, выбор один: понять,
что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно
приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает
полагаться на запреты, давление и приказ. > Он сохраняет авторитет, если
остается образцом силы и опытности. Но не силы приказа,
а духовной, личностной силы; и той опытности, которая состоит
не в механическом запасе знаний, а в мудром
поведении. > Способ, с которым
мы вас познакомили, помогает проявлять мудрость в трудных
для вас и вашего ребенка ситуациях и удерживает вас
от опасного крена в авторитарность. > ВОПРОС:Не слишком ли много времени требует процесс
конструктивного разрешения конфликта? > ОТВЕТ:
Действительно, здесь не обойдешься «по‑военному», односложной
командой; приходится потратить минут десять, а то и полчаса. > Но, во‑первых, заметьте,
это время не потерянное, а приобретенное: дети и вся семья
в эти минуты получают опыт доброжелательного общения. Во‑вторых,
если конфликт не разрешить, он будет возобновляться. Тогда часов,
уходящих на бесплодные пререкания и ссоры, право же, наберется
гораздо больше, чем потребуется их для разумного решения. > В‑третьих, многие родители
отмечают: с применением правильного способа конфликты начинают возникать
всё реже и решаться всё быстрее. > ВОПРОС:Как быть, если не удастся найти
устраивающее всех решение? > ОТВЕТ:
Опасение не найти приемлемое для всех решение, как правило,
не подтверждается. Правда, это опасение естественно возникает, если
наблюдать со стороны, как «коса находит на камень». Но
в том‑то всё и дело, что наш метод предполагает
заинтересованность обеих сторон в совместном решении. В этом случае
пробуждаются изобретательность и готовность идти навстречу друг
другу. > ВОПРОС:Как быть, если ребенку грозит опасность,
а он настаивает на своем; что, и здесь нужно искать
совместное решение? > ОТВЕТ: Если от экстренности ваших действий зависит
жизнь ребенка, то, конечно, нужно действовать энергично, не допуская
возражений. > Однако приказ
и запрет как главные методы предотвращения любой опасности,
не до конца осознаваемой ребенком, не годятся. > Часто разгорается спор вокруг такого
вопроса: нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он
не слушает слово «нельзя» и продолжает тянуться к огню? > Одни родители считают, что
они должны настоять на запрете, другие же — что следует дать ребенку
слегка обжечься, если уж он так настаивает. > Не эта ли альтернатива встает перед
нами во многих и многих других жизненных ситуациях? И чем старше
дети, тем дороже может стать плата за приобретение собственного
опыта! Как же поступить правильно? > Универсального ответа здесь, конечно,
нет. Но стоит помнить, что, систематически ограждая детей
от опасности, мы, может быть, подвергаем их еще большей опасности, потому
что лишаем их ответственности за свои поступки. В то же время,
успешная практика совместного разрешения конфликтов может послужить хорошей
школой воспитания в ребенке бдительности и осмотрительности. > ВОПРОС:А как вести себя, если конфликт разгорелся
между детьми? > ОТВЕТ: Хуже всего, если родитель к поднявшемуся крику
добавляет свой повышенный голос: «Сейчас же перестаньте!», «Вот я вас
сейчас обоих...» Пожалуй, еще хуже, если он берет сторону одного
из детей; как правило, им оказывается младший. Это может
привести к избалованности младшего и стойкой обиде и ревности
старшего. > В большинстве
случаев неплохо оставлять разбираться самих детей. Можно послать
«Я‑сооб‑щение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда
в доме поднимается такой крик», «Мне нравится, когда дети разбираются
со своими делами сами». > Но бывают случаи, когда родитель
втягивается в разрешение детского конфликта в качестве посредника.
Тогда конструктивный способ оказывается очень полезным. > Начать нужно, конечно,
с выслушивания каждой из сторон. > Очень важно при этом соблюдать
следующий принцип: если вы в данный момент слушаете одного ребенка,
и он начинает чувствовать, что вы вникаете в его проблему,
дайте каким‑нибудь образом знать другому, что и он будет столь
же внимательно выслушан. Будьте уверены, другой ребенок очень ревниво следит
за тоном вашего разговора, а отсутствие выговора, миролюбивые нотки
в вашем голосе могут привести его к заключению, что ваши симпатии —
на стороне «противника». Поэтому, пытаясь выслушать переживания одного,
хорошо взглядом, прикосновениями, кивком головы посылать другому сигналы: «Да,
я помню и о тебе тоже, и скоро буду готов внимательно
выслушать тебя». > Рассмотрим пример подобного разговора
с детьми. > ПАПА: Знаете, ребята, я зашел сейчас в ванную
и мне было очень неприятно увидеть там полный беспорядок: полотенца
скомканы, на полу вода, ванна не вымыта...
(Я‑сообщение). > МАРИНА: Это всё Сашка, он никогда за собой
ничего не убирает! > САША (гневно):
Неправда, ты сама там всё побросала! > МАРИНА: Нет,
ты! > САША: Нет, ты! > МАМА:
Мне неприятна эта сцена («Я‑сообщение»). Марина, ты хочешь
сказать, что после тебя остался в ванной порядок (активное
слушание). > МАРИНА: Ну, не совсем порядок, но уж не такое,
как после него... > САША: Вот именно, «не совсем порядок»! > МАМА: Сейчас,
Саша, я послушаю и тебя. Значит, кое‑что и ты
не убрала (продолжение активного слушания). > МАРИНА: Ну,
может быть, кое‑что... > МАМА (Саше):
И тебе, Саша, обидно, когда тебя одного обвиняют во всём (Саша
кивает). Значит, я поняла так: каждый согласен, что он внес свой
«вклад» в беспорядок. (Мама резюмирует сказанное.) А папе теперь
неприятно туда входить (активно слушает папу), да и мне, признаться,
тоже («Я‑сообщение»). Что же будем делать? (Ключевой вопрос, когда
все выслушаны и страсти поутихли.) Саша: Пусть уберет каждый свое
(мама выждала, пока предложение поступит от кого‑либо
из детей). > МАМА: То есть на каждый носок и каждую лужицу
прикрепим надпись: «Саша», «Марина» (чувство юмора обычно очень помогает
разрядить обстановку). > САША
(улыбаясь): Ну, уж не до такой степени. > МАРИНА:
Я вытру пол и вымою ванну, а он пусть уберет всё остальное
(еще одно предложение). > САША: Ладно,
я согласен. > МАМА: Ну что ж, мне кажется, это решение всех устраивает.
Когда вы сделаете это, сейчас или после ужина? (Детализация
решения.) > САША: Да чего там, давай сейчас. (Марина кивает.)
А что значит, «убрать всё остальное»? > МАМА: Пойдем
посмотрим. (Идут все вместе.) Что, по‑твоему, здесь надо
сделать? > САША: Полотенца, носки... еще мыло и мочалка...
(Детализация решения.) > Дети
быстро справляются с уборкой, ужин проходит мирно. Инцидент забыт,
а дети приобрели ценный опыт беспроигрышного разрешения
конфликта.
|