Иоанн был последний и величайший праведник Старого Завета,
уже стоявший на пороге Нового, но все же, живя до совершения Христом нашего
искупления, и он был под грехом, который жестоко терзал человечество. Если и в
Новом Завете нет никого, который бы совершенно грехов не имел, еще невозможнее
было достигнуть такой безгрешности до него. Но все же степень греховности и
грехи бывают разные. У Иоанна не было привязанности к греху или греховным
привычкам. Наоборот, будучи исполнен Духа Святого еще от чрева матери своея, он
ясно видел мерзость его и ненавидел как грех вообще, так и свой
собственный. Ненависть к этим грехам, желание от них
очиститься, и упорная борьба с ними, работа над собою, в сознании в то же время
своего недостоинства и составляют настоящее покаяние, проповедником которого
сделался Иоанн. Естественно слышать призыв "покайтеся" из уст
безгрешного Господа, непричастного ни к первородному, ни к личным грехам. Но,
если покаяние проповедует кто-нибудь не свободный от них, он должен сам первый
исполнить то, что проповедует. И, видно, глубоко было покаянное настроение у
Иоанна, упорно искоренял он в себе всякое поползновение ко греху и видел даже
свои малейшие недостатки, что когда он сделался готовым восприять глагол Божий,
из глубины его переполненной покаянным чувством души вырвалось -
"покайтеся". Известно, что не так действует
слово, как личный пример. "Иже сотворить и научить сей велий наречется в
царствии небесном". Иоанн всею своею жизнью олицетворял настоящее
покаяние. Вот почему и раздался так громко его голос и "исхождаше к нему
Иерусалим и вся Иудея и вся страна Иорданская". Люди шли, открывали ему
свои грехи и, как у искусного врача, спрашивали, как лечить свои душевные
болезни. А Иоанн оставался смиренным, и, в сознании своего недостоинства,
указывая, как бороться с грехом, во всеуслышание проповедывал, что
действительное очищение от грехов принесет Грядущий за ним, у Которого он
недостоин развязать ремень обуви Его. Пришел Чаемый;
повинуясь Ему, Иоанн крестил Его с трепетом, и увидел, как разверзлось небо и
явилась Тайна Святой Троицы, когда Христос смиренным преклонением главы под
руку Своего раба заглаживал грех гордо поднявшейся за запрещенным плодом руки
прародителей. Объявив ученикам и народу о пришествии
Избавителя от греха и указав на Него, Иоанн продолжал звать к покаянию. Он
видит, что слава его померкла с приходом Большого Светила, но не скорбит, а
радуется этому. Он радуется, что подготовленный им народ устремился к
проповеданному им, ибо не словами только, а всем существом склонялся он пред
Ним и был предан Ему. Он продолжает проповедывать правду Божию, дерзновенно
возвещает ее царю земному и попадает в темницу. Но и оттуда слышится его голос,
хотя теперь только для немногих, пока меч не прекращает земной жизни. Душа по смерти его, как и все души до него, идет во ад, но
идет с проповедью о пришествии на землю Христа и приближении избавления. После
сошествия Христа во ад, он с Ним идет в рай и, как преданнейший из людей,
предстоит Престолу Его вместе с Богородицею. Величайший из рожденных женами
веселится с ангелами и молится за своих собратьев. Он оставил урок для всякого.
Мученики, преподобные, священники, монахи, девственники имеют в нем своего
вождя. Каждый христианин имеет в нем пример смирения и преданности Богу,
Призывая его на помощь нужно подражать ему и по силе прославлять; достойно же
восхвалить его не в наших силах. "Память праведного с похвалами тебе же
довлеет свидетельство Господне, Предтече".
Святитель Иоанн (Максимович)
|