> Эта молитва глубоко коренится в духе Евангелия, и не
напрасно великие учители Православия всегда подчеркивали, что молитва Иисусова
заключает в себе всю суть Евангелия. Вот почему молитвой Иисусовой во всей ее
полноте может молиться только тот, кто принадлежит Евангелию, кто действительно
член Церкви Христовой. > Всё Евангельское благовестие, и более того – вся
реальность Евангелия заключается в имени, в личности Иисуса. Если вы возьмете
первую часть молитвы, вы увидите, как она выражает нашу веру в Господа:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий. В самом сердце молитвы
мы находим имя Иисусово; это имя, перед Которым преклонится всякое
колено (Ис.45:23), и когда мы произносим его, мы утверждаем историческое
событие Воплощения. Мы утверждаем, что Бог, Слово Божие, собезначальное Отцу,
стало человеком и что в Его личности полнота Божества обитала среди нас телесно
(Кол.2:9). > Для того, чтобы в галилеянине, в пророке израильском увидеть
воплотившееся Слово Божие, Бога, ставшего человеком, мы должны быть водимы
Духом, ибо и Воплощение Христа и то, что Он есть Господь, открывается нам
только Духом Божиим. Мы называем Его Христом и тем самым утверждаем, что в
Нем исполнились ветхозаветные пророчества. Говоря, что Иисус есть Христос, мы
признаем, что вся история Ветхого Завета – наша, что мы принимаем ее как истину
Божию. Мы называем Его Сыном Божиим, ибо знаем, что Мессия, Которого ждали
иудеи, человек, которого Вартимей называл Сыном Давидовым, есть воплотившийся
Сын Божий. В этих словах заключено вкратце всё, что мы знаем, всё, во что мы
верим об Иисусе Христе на основании Ветхого и Нового Завета и многовекового
опыта Церкви. В этих нескольких словах мы произносим полное и совершенное
исповедание нашей веры. > Но недостаточно исповедовать так свою веру,
недостаточно верить. Бесы также веруют и трепещут (Иак.2:19). Веры
недостаточно, чтобы осуществилось спасение, она должна привести к
правильному отношению с Богом; итак, исповедав во всей полноте, точно и ясно,
нашу веру во Христа как Господа и как личность, веру в Его историчность и
Божественность, мы ставим себя перед Ним лицом к лицу в правильном
сознании: Помилуй меня, грешного! > Это слово – помилуй –
употребляется во всех христианских Церквах, а в Православии это ответ
народа на прошения, произносимые священником. Греческое слово, которое мы
находим в Евангелии и ранних литургиях – elehson, "элеисон”, слово того же корня, что elaion, "элеон”, обозначающее оливково дерево и его масло. Если мы просмотрим
весь Ветхий и Новый Завет, отыскивая все места, связанные с этим основным
понятием, мы встретим его в целом ряде разнообразных притчей и событий,
позволяющих полностью понять значение слова. Образ оливкового дерева мы находим
в книге Бытия. После потопа Ной посылал птиц, чтобы выяснить, есть ли суша, и
одна из их, голубь – и не случайно именно голубь – вернулась с
маленькой оливковой веточкой. Эта веточка была для Ноя и всех находившихся
с ним в ковчеге вестью, что гнев Божий престал и что Бог дает
человеку возможность начать всё заново. Все, кто находится в ковчеге,
могут снова поселиться на твердой земле, попытаться жить по-новому и
никогда больше, если только сумеют, не подвергаться гневу Божию. > В новозаветной
причте о милосердном самарянине оливковое масло возливается для того, чтобы
облегчить боль и исцелить раны. В помазании царей и священников в Ветхом
Завете опять же на голову их возливается масло в знак благодати Божией, которая
нисходит и изливается на них (Пс.132:2), давая им новую силу совершать то,
что вне человеческих способностей. Царь должен стоять на пороге
между волей людей и волей Божией, он призван вести свой народ к исполнению
Божией воли; священник также стоит на этом пороге, чтобы провозглашать
волю Божию и даже больше: чтобы действовать за Бога, возвещать повеления Божии
и осуществлять Божии решения. > Масло говорит прежде всего о прекращении гнева
Божия, о мире, который Бог предлагает людям, согрешившим против Него; оно
говорит, далее, об исцелении нас Богом для того, чтобы мы могли жить и стать
тем, чем призваны быть; и так как Он знает, что мы не способны своей
собственной силой исполнить ни Его волю, ни законы нашей тварной природы, Он
обильно изливает на нас Свою благодать (Рим.5:20). Он дает нам силу на то,
чего иначе мы не могли бы делать. > Слова "милость” и "помилуй”
по-славянски – того же корня, что и слова, выражающие нежность, умиление; и
когда мы произносим эти слова – elehson, have mercy on us, помилуй, мы просим Бога не только избавить нас от Его
гнева, – мы просим о любви. > Если мы вернемся к словам Иисусовой молитвы –
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного, то увидим,
что первые слова точно и полно выражают евангельскую веру во Христа,
историческое воплощение Слова Божия; а конец молитвы выражает
всё многогранное богатство взаимоотношений любви, существующих между Богом
и Его тварью. > Молитва Иисусова известна множеству православных как
молитвенное правило или как добавление к нему, как одна из форм поклонения,
возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная в любую минуту,
при любых обстоятельствах. > Многие писали о физических аспектах молитвы,
дыхательных упражнениях, внимании к биению сердца и целом ряде других,
менее значительных черт. Добротолюбие полно подробных указаний о сердечной
молитве, даже со ссылками на технические приемы, разработанные суфизмом.
Древние и современные отцы занимались этой темой и всегда приходили к одному
выводу: никогда нельзя браться за физические упражнения без неукоснительного
руководства со стороны духовного отца. > Но что доступно всем, что даровано
Богом – это сама молитва, повторение слов без какого-либо физического усилия,
даже без движений языка, молитва, которой должно пользоваться систематически
для того, чтобы достичь внутреннего преображения. Больше, чем какая-либо другая
молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие
присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог
с нами, потому что, когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и
никого, кроме Бога и нас. > Молитва Иисусова употребляется двояко: это такой же
акт богопочитания, как и всякая другая молитва, а на уровне аскетическом это
фокус, собирающий внимание воедино и позволяющий хранить его в присутствии
Божием. > Эта молитва – очень добрый спутник, дружелюбный, всегда
близкий и вполне личный, несмотря на кажущуюся однообразность
при ее повторении. В радости или горе она, когда станет привычной,
является силой, оживотворяющей душу, всегда готовым откликом на любой
Божий призыв. Слова святого Симеона Нового Богослова применимы ко всему ее
действию на нас: "Остальное же, что бывает при этом, узнаешь
после”.
|