Коротко обо всем!

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 245
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Православное слово

История православия в России: 1929-30гг.

* Гибель монахинь в Соловецком концлагере.

[11 февраля. Латеранский договор между Ватиканом и Муссолини.]

 Голос митрополита Кирилла – первого из названных Патриархом Тихоном Местоблюстителей, самого авторитетного (как показал опрос 1926 г.) иерарха в Русской Церкви, раздался позже других. 2/15 мая 1929 г. он пишет митр. Сергию из Туруханской ссылки:
 "До тех пор, пока митр. Сергий (фамилии в дальнейшем для сокращения опускаем – Л.Р.) не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так наз. Патр. Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению".
/Рег.3.3/
 В другом письме, имевшем хождение среди церковного народа и духовенства приблизительно в это же время (1929г.), митр. Кирилл высказывает важные мысли о реальном содержании понятия "церковная дисциплина":
 "Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собою эту совесть дисциплина никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви, неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во что бы то ни стало. Тогда расшатанность церковной дисциплины становится неизбежной, как следствие греха. Выход же из греха может быть один – покаяние и достойные его плоды..."
 Если отдельные горячие головы из противников митр. Сергия в пылу полемики допускали в первое время высказывание хулы на таинства, то ответом была та же хула на таинства церковные, но хула продуманная, ответственная, закрепленная официальным постановлением. 24.7/6.8 1929 г. митр. Сергий со своим Синодом принимают это позорной памяти постановление об отношении к священнодействиям, совершаемым теми, кого он называет "раскольничьим клиром", приравняв всех несогласных с действиями митр. Сергия к обновленцам и григорианам. Постановление гласило:
 "Таинства, совершенные в отделении от единства церковного... последователями быв. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых), быв. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), быв. Уразовского епископа Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы "Отец, Сын и Св. Дух".
 ...Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по их и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением "Святый Боже"..."
 Логика насилия довела митр. Сергия до этого крайнего способа воздействия на психологию церковного народа: тех, кто думает иначе, чем митр. Сергий, – перевенчивать, перемазывать, не отпевать... Временное разномыслие закреплялось этими действиями как непримиримая вражда.
//
  Хотя "отлучение" это, несомненно, оставалось только на бумаге, но это не уменьшает тяжкого греха митр. Сергия, возомнившего, что Божественная Благодать подчиняется его канцелярским указам, принятым к тому же во исполнение велений НКВД!
 С возмущением и скорбью пишет об этом митр. Кирилл в своем втором письме к митр. Сергию от 28.10(10.11) – 30.10(12.11) 1929 г.:
 "О хулах этих я узнаю впервые от Вас; о единственно же возможном для меня отношении к ним Вы можете судить хотя бы по тому ужасу, с каким "отталкивал я от себя мысль о безблагодатности совершаемых сергианами священнодействий и таинств" (митр. Кирилл цитирует здесь свое 1-е письмо – Л.Р.). Вы сами отмечаете этот мой ужас и, приобщая после сего и меня к таким хульникам, говорите просто неправду. Если хулы такие действительно кем-нибудь произносятся, то они плод личного темперамента говорящих, плод – скажу Вашими словами – "беспросветной темноты одних и потери духовного равновесия другими". И как горько, Владыко, что потерю духовного равновесия обнаруживаете и Вы в равную меру.
 Для своей христианской любви, имеющей по Вашему сознанию "некоторую смелость верить, что грозное изречение Господа (Мф. ХII:31) ("всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" – Л.Р.) не будет применяться к этим несчастным со всею строгостью", Вы, однако, не осмеливаетесь найти более любовный способ воздействовать на них, как постановление Вашего Синода от 24.7 (6 августа) 1929 г. за №1864, воспрещающее, несмотря ни на какие просьбы, отпевать умерших в отчуждении от Вашего церковного управления. Не говоря уже о перемазывании крещенных, тем же Св. Миром помазанных, каким намазуют и послушные Вам священники, – или о перевенчивании венчанных. В апреле Вы в заботе о заблудших хлопочете о снятии клятв Собора 1667 г., а в августе – вызванный Вашей деятельностью, не для всех еще ясный спор церковный закрепляете как непримиримую церковную вражду".
 Далее митр. Кирилл выражает самую суть противопоставления двух пониманий природы Церкви, сущности церковного единства и происхождения церковной власти:
 "Отрицательное отношение к Вашей деятельности по управлению церковному Вы с Синодом воспринимаете как отрицание самой Церкви, Ее таинств и всей Ее святыни. Поэтому же Вас так изумляет, что воздерживаясь от совершения с Вами литургии, я не считаю, однако, ни себя, ни Вас стоящими вне Церкви. "Для церковного мышления такая теория совершенно неприемлема, – заявляете Вы, – это попытка сохранить лед на горячей плите". Если в данном случае есть с моей стороны попытка, то не к сохранению льда на горячей плите, а к тому, чтобы растопить лед диалектически-книжнического пользования канонами и сохранить святыню духа. Я воздерживаюсь литургисать с Вами не потому, что тайна Тела и Крови Христовых будто бы не совершится при нашем совместном служении , но потому, что приобщение от чаши Господней обоим нам будет в суд и осуждение, так как наше внутренее настроение смущаемое неодинаковым пониманием своих церковных взаимоотношений, отнимет возможность в полном спокойствии духа приносить милость мира, жертву хваления".
 Митр. Кирилл решительно восстает против того формально-законнического пользования канонами, которым постоянно злоупотребляет митр. Сергий:
 "Не злоупотребляйте, Владыко, буквой канонических норм, чтобы от свв. канонов не остались у нас просто каноны. Церковная жизнь в последние годы слагается не по буквальному смыслу канонов. Самый переход патриарших прав и обязанностей к митр. Петру совершился в небывалом и неведомом для канонов порядке, но церковное сознание восприняло этот небывалый порядок как средство сохранения целости патриаршего строя, считая последний главным обеспечением нашего православного бытия...".
//
 Вскоре после отправления ответного письма митр. Кирилла, митр. Сергий, не получив "покаянного" ответа, принимают постановление о предании его архиерейскому суду и увольнении от управления епархией: на запрещение в священнослужении, так же как и в случае с митр. Агафангелом, митр. Сергий не осмеливается. //

2/25 сентября. Обнародовано послание митр. Антония "Православному населению Дальнего Востока" с призывом к вооруженной борьбе с врагами Церкви.

1930 год.

* Весной после Пасхи, по благословению архиепископа Апполинария (РПЦЗ), иером. Пантелеимон и монах Иаков положили основание Свято-Троицкому монастырю в Джорданвилле.

* Протопресвитер Константин Израсцов построил первый в Бразилии православный храм.

В 1929-30 гг. по всей стране начала разворачиваться новая кампания закрытия храмов и борьбы с религией. По данным советской печати, только в течение 1929 г. по России было закрыто не менее тысячи "молитвенных домов", в основном православных храмов. В период предыдущего гонения, 1922-23гг., насильственное разрушение религии было приостановлено под натиском мирового общественного мнения, прежде всего, западного христианства. Попытка такого сопротивления была предпринята и на этот раз. Инициатором выступил Папа Пий ХI, который в начале 1930 г. обратился с призывом к верующим всего мира о "молитвенном крестовом походе" в защиту гонимой Русской Церкви и религии в целом. Призыв был поддержан Архиепископом Кентерберийским. //

16 февраля. Опубликовано интервью митр. Сергия Страгородского (текст; "Гонения на религию в СССР никогда не было и нет"), сфальсифицированное.
 Митр. Сергий рассматривался западными христианами как законный глава Церкви, и несогласие с его позицией выглядело как "вмешательство" во внутренние дела Русской Церкви. //

За участие в молении о гонимой Русской Церкви митр. Сергий подверг запрещению в священнослужении митрополита Евлогия, возглавлявшего заподноевропейские приходы Русской Церкви. В ответ на это митр. Евлогий со своим церковным управлением обратился в Вселенскому Патриарху Фотию II с просьбой о временном принятии в каноническое общение, на что получил согласие. //

19 февраля. Памятная записка Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия о нуждах Православной Патриаршей Церкви в СССР.

24 апреля. Письмо ленинградского прокурора о "перегибах в отношении религиозных чувств верующих".

9 июня. Прошение митр. Сергия Страгородского Смидовичу о допуске детей духовенства в ВУЗы.

Категория: Православное слово | Добавил: galinanavak (25.11.2011)
Просмотров: 440 | Теги: История православия в России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]