Б.Р.> Ваше Преосвященство,
для англиканина редкостное удовольствие говорить с Вами
о молитве. Вы с такой щедростью дарите свое время Англиканской
Церкви, и мы бесконечно благодарны Вам за это. Что, в результате
общения с нами, Вы можете сказать о духовности нашей
Церкви? М.А.>
Если определять духовность как дыхание, действие Святого Духа
в людях и в общинах, больших и малых, то я могу
сказать, что в англиканском исповедании (как
и в римо-католичестве, как и в нонконформистских общинах)
на меня сильное впечатление производит горячее стремление людей
к Богу, к тому, чтобы слушать Его, стараться понять пути Божии
и не пытаться переиначить их по-своему. Меня поражает
сила, с какой Бог действует, и небывалая готовность,
которую люди Ему предлагают слушанием, исканием ответов на глубинные
вопросы, принятием требований Божиих и Его неумолимой взыскательности
к нашему поведению. >
В искании новых путей молитвы есть ли, по-Вашему, такие факторы
в современной жизни, которые требуют ломки традиционных христианских
методов молитвы и духовной жизни? > Нет, не думаю. > Значит, те же формы молитвы годятся для всякого
поколения? > Никакие
формы никогда не выразят полноты Божественной жизни
в нас, не могут они и создать ее. Сейчас некоторым
людям кажется, что какие-то формы устарели. Но новые формы может
создать только новое биение жизни Духа, а не какие-то попытки
с нашей стороны придумать выражения более подходящие для данного
поколения. > Существуют ли какие-то
основные формы молитвы? > Я всё больше убеждаюсь, что мы должны помнить о некоторых
факторах. Любая частная или общинная молитва должна выражать природу
Церкви, которая есть Тело Христово и Храм Святого Духа, но также
и совокупность людей, которые нуждаются в спасении и борются
с грехом, стремятся к покаянию, обращению, обновлению. Но
в молитве нет места лирическому самовыражению когда люди,
вместо того, чтобы выражать свою христианскую сущность, пытаются включить
в акт молитвы свое мелко-повседневное "я” и опыт. > Вас это тревожит? > Я считаю, что это совершенно
ошибочно, этому не может быть места в христианской молитве. > Думаете ли Вы, что нынешнее общество
вседозволенности является соблазном или опасностью для духовной жизни
и духовного развития? > Если вседозволенность означает, что не существует
абсолютных нравственных норм и единственный критерий
мое желание или настроение, то, разумеется, это идет вразрез
с духовной жизнью, ибо голос Духа что-то повелевает и что-то
запрещает, так же, как и Евангелие и Церковь, потому
что какие-то факторы неизбежно разрушают духовную жизнь. > Есть ли в современном человеке что-то по существу
своему безбожное или противобожное? > В нас масса безбожного
и противобожного; Бог не есть вседозволяющий Бог. > Многих христиан приходится убеждать
в том, что молиться стоит, что молитва реальна
и важна. Как можно убедиться, что, молясь, мы не занимаемся
самообманом и не говорим в пустоту? > В основе молитвы лежит наше
взаимоотношение с Богом. Оно так же хрупко, как и любые другие
отношения. В процессе взаимной беседы мы раскрываем общие
для нас моменты, гармонию ума и души. Единственный способ
испытать, чего стоит молитва, это взяться за нее
и убедиться, насколько она реальна как опыт. <...> > Мой духовный руководитель сказал мне недавно,
что молитва становится для него всё более и более трудной.
Я задумался: отчего бы? Соответствует ли это и Вашему
опыту? > Нет,
я не могу сказать так по своему опыту, вероятно, я просто
недостаточно усерден! Но временами употребление формальной молитвы
становится более трудным: когда двое становятся очень близки, традиционные
выражения могут быть в тягость, утомляют. > Но Вы не находите, что молиться становится
труднее? > Нет,
напротив, я нахожу, что молитва становится опытом более легким, более
радостным, что она более отвечает своему назначению, чем раньше.
> Есть ли какое-нибудь правило? > Основное
правило искать Бога и никогда не искать никакого "опыта”.
Целью должен быть Один Бог. > Но если вычеркнуть мой опыт Бога, то
я останусь ни с чем. Бог открывающий Себя есть неотделимая
часть меня и моего опыта… > Можно относиться к этому двояко. Можно смотреть
на Бога как на обстоятельство для получения опыта. Или можно
сказать: мой опыт это побочный результат моей встречи
с Богом… Общая сумма одинакова, отношение же совершенно разное. > Значит, не надо искать мистического
опыта? > Ничего
не ищите; сделайте усилие, чтобы встать перед Богом такой, какой
вы есть, с всецелой устремленностью и с благоговением,
на какие вы способны. Не старайтесь натянуть на себя
какую-то личину… будьте готовы ко всему, что Он захочет
вам дать. И тогда каждая встреча становится обращением, изменением,
превращением; она очищает наше сердце, укрепляет нашу волю,
увеличивает готовность к послушанию. > А надо ли делать сознательное, напряженное усилие
с тем, чтобы угадать намерение Божие, или следует сохранять
непринужденность и просто дать Ему проникнуть в вас? > Думаю, что усилие
необходимо. > Я отметил
в Вашей последней книге, Вы говорите об усилии и называете
его очень напряженным. Когда Вы сами кончили молиться, есть ли
у Вас чувство, что Вы прошли через напряженное упражнение,
как бы выдохлись, чувствуете себя усталым? > Нет, это опыт действительно
животворящий, из молитвы выходишь ожившим. > Вы не находите, что напряженное молитвенное усилие
(которое Вы проповедуете) духовно утомительно? > Нет. > Существенно ли, чтобы занятые люди отводили для молитвы
строго определенное время? > Да; чем более вы занятой человек,
тем существеннее выделять для молитвы определенное время. > Играет ли фактор времени какую-то роль
в молитвенной жизни, Ваше Преосвященство? Есть ли разница, короткое
это время или продолжительное? > Невозможно вырваться из суеты
и установить себя в присутствии Божием мгновенно
и с легкостью. У разных людей это бывает по-разному. Тот,
кто отводит молитве полчаса, имеет какие-то шансы на успех. Пять
минут рискованно; может, конечно, вам и повезет. Идеальное
время час в день. > Могут
ли помочь, наряду с определенным временем, и определенные формы
молитвы? > Очень
мало кто может начать молиться без каких-либо привычных форм; иногда
можно брать эти молитвы предложение за предложением, расширяя
и разбирая их подробно, углубляя и развивая. > Как тогда в отношении умной
молитвы и медитации являются ли они уделом простых христиан
или лучше оставить их святым и "специалистам”? > Суть вопроса в том,
должен ли христианин постоянно и упорно размышлять о каких-то вещах.
Разумеется, должен. Возьмите Молитву Господню, Отче наш,
или ектеньи, мы часто должны были бы продумать:
что означают это прошение? > Надо
посидеть и подумать молитвенно? > Да. Надо также продумать молитву
с практической точки зрения действования. Не взваливайте это
на Бога: Его дело дать нам силу действовать.
Но наше дело действовать, и это нужно делать
с умом. > Важна ли тишина,
молчание? > Тишина,
молчание существенная часть наших молитв. Как и в каждом
взаимоотношении, мы тогда близки с человеком, когда можем молчать
вместе, когда не нужно непременно что-то говорить: подлинное, теплое,
сближающее, радостное молчание. > Состоит ли Ваша собственная молитва главным образом
из молчания? > Молчания должно быть как можно больше лишь бы
оно не выливалось в мечтательность или потерю трезвости. Это
должно быть активное безмолвие часового, бдительное и трепетное,
с чувством Бога и жизни. Мы должны стремиться к внутреннему
безмолвию, независимо от того, безмолвны ли мы внешне
или нет. > Что Вы скажете
о посещении храма? Является ли это существенной частью молитвы
или можно быть молитвенным христианином, не посещая никакие места
"отправления культа”? > Думаю, что и не ходя в храм, можно быть таким же
молитвенным, но не таким же полноценным христианином. Быть
христианином означает быть членом Тела Христова: существуют узы любви,
общность веры, гармония сердец, всё это находит выражение
в общественном богослужении. > Каково место таинств? Являются ли они существенной частью
молитвенной жизни? И если да, то какие именно? > Для православного таинства совершенно
необходимы. Это действия Божии, которыми нам передается семя
Божественной жизни. Помимо таинств, нет нормальных путей получить то,
что они дают; они "дверь богопознания”. Православная
Церковь не определила слишком категорично границы таинств. Каждое
чудо "внеочередное таинство”. > Что Вы скажете о традиционной практике, например,
поста? Важна ли такая практика для сегодняшней христианской
жизни? > Думаю,
что важна на двух уровнях нравственном и физическом.
Мы забываем, что состоим из души и тела. В Библии
так ясно показано, что тело партнер на равных
началах с духом. Мы призваны прославлять Бога в наших телах,
так же как в наших душах; Бог достигает нас через наши тела,
и наши тела имеют равное значение с душами в деле спасения.
Аскетизм прилагается к телу и к душе в духовной гармонии.
> В Вашей последней книге Вы как
будто развиваете мысль христианской наступательности, скорее чем терпеливого
выжидания: Царство Божие надо завоевывать, а не ждать
его прихода. Божия любовь выглядит беспощадной. В то же время
Вы постоянно утверждаете, что всё духовное обновление принадлежит
будущему, почти в противоречие эсхатологическому "ныне” Евангелия.
Может быть, я Вас плохо понял? > Думаю, что ошибочно сидеть
и ждать, чтобы Царство Божие наступило, оно не свалится
готовым вам прямо в руки. Но его нельзя и "сфабриковать”:
это Божий дар, Божие присутствие. > И Вы продолжаете вместе с тем утверждать, что
мы должны терпеливо дожидаться этого будущего дня? > Да, я уверен, что
в один прекрасный день Царство Божие раскроется в своей полноте.
Но Воплощение и Дар Пятидесятницы сделали это будущее
уже присутствующим среди нас и внутри нас. Чтобы завоевать Царство,
мы должны победить себя, восторжествовать нам самими собой. Стены
Иерихонские должны пасть. > Что
Вы хотели сказать в своей книге, говоря о молитве "когда Бога нет”
и о благодарности за это отсутствие? > Я много писал об этом
в книге "Учитесь молиться”.
Думаю, что каждая встреча с Богом есть суд. И бывают моменты,
когда встреча с Богом была бы осуждением для нас
не потому что мы грешники, а потому что мы не каемся,
отвергая истинного Бога ради идолов, и не хотим отказаться
от них. Бог тогда предстает как Судья,
не как Спаситель. > Вы употребили выражение ”язычники, вырядившиеся
в евангельские одежды”. Вам кажется, что это характеристика
многих христиан? > Многие из нас до сих пор в большой мере
язычники; Евангелие не дошло до нас в достаточной степени. > Вы ведь не станете говорить
о себе, что Вы больше язычник, чем христианин?
Или станете? > В намерении я христианин, но я вижу в себе
массу недолжного. > В Вашем кабинете
немало книг о восточных религиях и о йоге. Помогают ли Вам
восточные религии и йога? > Из индийских религий я научился многим ценным вещам,
и интересовался йогой, когда был врачом. Я не продолжал
изучать их систематически, но стараюсь быть в курсе дела, потому
что люди задают вопросы на эту тему. > Сегодня "попкультура” по-видимому удовлетворяет
и увлекает взрослую молодежь. Это царство популярного отзывается
на все и отвечает всем: оно достигает их потаенных глубин,
дает им возможность самоопределения. Попмузыка была названа скалой
спасения. В молодежном мире это их царство; нашего царства
нет нигде. Их царство "поп” и бизнеса более реально,
чем наше. Мы ожидаем того далекого дня; они живут
настоящим… > "Попкультура” это опьянение звуком и движением.
Христово Царство внутри, Царство устойчивости и глубоких,
ответственных взаимоотношений; оно здесь, хотя часто неузнанное
в этом мире. "Поп” требует внимания посредством шума. Мы ошибаемся,
когда обещаем, вместо того, чтобы требовать. Множество молодежи
ответило бы на вызов, мы не обращаемся к ним
с вызовом, не требуем достаточно. И наше дело дать
им этот вызов не просто в словах, разумеется,
но бескомпромиссной инаковостью, отличностью нашей мысли
и нашей жизни. Мы должны были бы звать всех людей открыть
для себя Христа; ученичество это нечто суровое,
требовательное, полное вызова. Мы должны предостерегать людей, чтобы они
не спешили следовать Христу, пока не готовы заплатить цену.
Мы должны были бы охлаждать легко воспламеняющиеся призвания,
а не стремиться вербовать как можно больше людей в христианскую
Церковь. Надо со всей резкостью ставить перед людьми вызов
христианства.
|