> На предыдущих уроках мы много говорили
о чувствах и переживаниях детей и о том, как слушать,
слышать, понимать и принимать их. Предвижу накопившееся нетерпение
родителей: а когда же речь пойдет о дисциплине
и послушании? Ведь есть же правила, которым дети должны следовать,
требования, которые они должны безусловно выполнять! > Нельзя с этим не согласиться.
Конечно, такие правила и требования есть, и пришло время заняться
их обсуждением. Почему же только сейчас? На это есть веские
основания: без умения учитывать эмоции и переживания, интересы
и потребности ребенка, да и свои собственные, родители
не могут наладить дисциплину. Благодаря предыдущим урокам
у нас появилась необходимая база: новые знания и новые навыки
общения. Мы не раз будем использовать их в этом
уроке. > Начну с одного «секрета», который некоторым
родителям может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок
и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает
их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство
безопасности. > Вам, должно быть,
знакомо, как нервничает и выбивается из ритма жизни грудной
ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости»,
и как он успокаивается, попав домой, в привычную
обстановку. > Дети порой готовы
поддерживать порядок больше, чем взрослые. Вспоминаю одну трогательную сцену. Мама
с полуторагодовалым малышом вышла гулять. Открыв дверь подъезда,
она так и оставила ее нараспашку. Сделав несколько шагов,
малыш беспокойно оглянулся, вынул свою ручонку из руки мамы, нетвердыми
шагами пошел к двери и, приложив некоторые усилия, закрыл ее. Порядок
был восстановлен. Взглянув на маму, я увидела ее смущенную
улыбку. > Все, конечно, сталкивались
с другим примером хорошего"консерватизма" детей,
их стремлением повторять привычное: вы читаете дошкольнику книжку
или рассказываете сказку. Прежде всего удивляет, что эти книжка
или сказка ему не надоедают: он готов слушать
их бесконечное число раз, хотя знает уже все наизусть.
И попробуйте что‑нибудь изменить в тексте
сразу же последует протест: «Нет, ты здесь пропустил», «Нет,
он сказал не так, а вот так ...» > Приведу один случай из личного
опыта, который показывает, как нарушение порядка может совершенно
расстроить и даже напугать ребенка. > Однажды меня попросили посидеть
с девочкой трех лет. Ее родители, мои друзья, решились впервые
за последние три года выбраться в театр. До этого
я редко видела девочку, но знала, что ;она была довольно
тревожной. Однако родители рассчитывали на мою «психологическую
квалификацию», да и я, признаться, тоже. «Давай поиграем
во что‑нибудь очень интересное, — предложила я, —
например, в домик!». Воспоминания из собственного детства
и наблюдения за другими детьми позволяли надеяться, что девочке
игра понравится. «А как это?» робко спросила девочка.
И тогда я с энтузиазмом приступила к показу
«как надо». Перевернула несколько стульев, сдвинула их вместе
и накрыла сверху одеялом. Попыталась еще поставить
внутрь «домика» настольную лампу... И тут услышала резкий плач
девочки: «Сейчас же поставь всё на место!» кричала она,
напуганная до полусмерти. Уже потом я узнала, что
ее родители никогда не допускали в доме подобных
беспорядков. > Дети интуитивно
чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них.
Один подросток с горечью признался, что родители его совсем
не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то,
что запрещается другим ребятам. «Им, по‑моему, просто нет
до меня дела», — печально заключил мальчик. > Возникает вопрос: если ребята чувствуют
себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных
правил поведения, то почему они норовят эти порядок
и правила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители,
воспитатели, учителя? > Можно
назвать много причин, их гораздо больше, чем кажется на первый
взгляд. О них мы поговорим позже, в конце урока. Сейчас скажу
только, что на самом деле дети восстают не против самих правил,
а против способов их «внедрения» (согласитесь, само
это привычное для слуха слово уже указывает на силовые
методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути
к бесконфликтной дисциплине ребенка? > Думаю, что о такой дисциплине
мечтает каждый родитель. Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача
воспитания. Ведь от способа ее решения зависит, вырастет ребенок
внутренне собранным и ответственным человеком или нет. > Есть несколько правил, которые
помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Получается что‑то вроде списка правил о правилах. > Правило первое. > Правила (ограничения,
требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
|
> Это особенно полезно помнить
тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей
и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают
идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль
воспитания. Его последствия мы обсуждали в предыдущем уроке (см.
урок 8,
второй неконструктивный способ разрешения конфликтов). > Правило второе. > Правила
(ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много,
и они должны быть гибкими. |
> Как вы понимаете, это правило
предостерегает от другой крайности воспитания в духе
«закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения (см. первый
неконструктивный способ разрешения конфликтов). > Оба правила, взятые вместе,
предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении
вопросов о «можно», «следует» и «нельзя». > Найти золотую середину между попустительским
и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых
зонповедения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон
принадлежит одному американскому психологу, мы ее видоизменяем
и дополняем по‑своему). > В зеленуюзону поместим
всё то, что разрешается делать ребенку по его собственному
усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда
сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем
дружить... > Ища примеры, я,
признаться, натолкнулась на трудность: не так уж много оказалось
действий по собственному выбору ребенка, на которые согласились бы
все родители. Например, некоторые взрослые считают, что нужно
контролировать время приготовления уроков, следить за тем, с кем
их сын отправился гулять и т.п. С одной стороны
их беспокойство справедливо, с другой, думаю, они и сами были бы
рады снять с себя груз лишних забот. > Действия ребенка, в которых
ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне.
Ему разрешается действовать по собственному выбору, но
в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам,
но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть
за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам
вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. > Эта зона очень важна, так как
именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному
нам механизму извне‑внутрь. Родитель на первых порах помогает
ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным
и учиться контролировать себя как раз с помощью норм
и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая
к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения.
Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных
конфликтов. > Поэтому бесконфликтное
принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной
вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!)
объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно
подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора.
Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы
и самостоятельности, они легче принимают родительские
ограничения. > Приведу пример удачного разговора мамы
с пятилетним Петей. > Петя хватает печенье. > МАМА: Сейчас
не время для печенья, оно перебьет тебе аппетит. (Ограничение
с коротким объяснением.) > ПЕТЯ: А я
хочу! > МАМА: Ты обязательно его съешь, но только
в конце ужина. (Разрешение с условием.) > ПЕТЯ: Я не
хочу ужинать! > МАМА: То есть ты пока не голоден. (Активное
слушание.) Хорошо, у нас есть время подождать папу. Он придет,
и мы будем есть вместе. Но если ты проголодаешься, я могу
покормить тебя и раньше. (Показ возможного выбора.) Ты будешь есть
на ужин кашу или жаренную картошку? (Возможность выбора.) > ПЕТЯ: Конечно,
жареную картошку, и вместе с папой! > Но бывают обстоятельства, когда
нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают
в следующую, оранжевую, зону. > Итак, в оранжевой зоне находятся
такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются,
но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, после долгого
отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают
не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти
в сад. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою
кровать, пока он не успокоится. > Мы знаем, что исключения
только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений,
если они, действительно, редки и оправданы. Зато дети бывают очень
благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной
просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных
ситуациях. > Наконец,
в последней, красной, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые
ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя»,
из которых нами не делается исключений. > Нельзя бить, щипать или кусать
маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких... Список этот
«взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным
моральным нормам и социальным запретам. > Итак, все зоны, вместе взятые,
говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне можно найти
«золотую середину» между готовностью понимать и быть
твердым, между гибкостью и непреклонностью в процессе
воспитания дисциплины.
> Правило третье. > Родительские
требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими
потребностями ребенка. |
> Например, родителям часто досаждает
«чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать,
прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать
на чём попало, всё хватать, открывать, разбирать?.. > Ответ прост: всё это и многое
другое проявления естественных и очень важных
для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им
гораздо больше чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы,
пробовать свои силы. Запрещать подобные действия всё равно
что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том,
чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло. > Исследовать лужи можно, но только
в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только если
они старые и давно не ходят; играть в мяч можно,
но только не в помещении и подальше от окон; даже
бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом
не пострадал. Вы, конечно, узнаете примеры из желтой зоны,
но они могут принадлежать также зеленой. Для этого нужно
поместить ребенка в подходящую обстановку и разрешить действовать
свободно. > Например,
за рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната,
специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать
фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки
смывают из брансбойта, и комната готова для следующей группы.
Дети очень любят эти занятия, воспитатели тоже. > Другой пример относится больше
к школьному возрасту. Начиная лет с десяти‑одиннадцати ребятам
становится особенно важно общаться со сверстниками. Они собираются
в группы, большие или маленькие, чаще проводят время вне дома,
считаются больше с мнением ребят, чем взрослых. От родителей
подростков часто приходится слышать: «Вот уж, действительно, ни один
пророк не признаётся в своем отечестве». Один отец, преподаватель
вуза, говорил своему сыну: «Посмотрел бы ты, как студенты смотрят мне
в рот, стараясь не пропустить ни одного слова,
а ты...» > Ребята часто
перестают слушаться родителей, и последствия этого могут быть опасными.
Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными
в запретах «не дружить», «не ходить», «не надевать»,
«не участвовать...» > Нужно
быть уверенным, что ребенок не воспринимает их как угрозу
его статусу в группе ребят. Страшнее всего для него
стать «белой вороной» или предметом насмешек, оказаться непринятым
или отвергнутым ребятами. И если на одной чаше весов окажется
его положение среди сверстников, а на другой
родительское «нельзя», то скорее всего перевесит первое. > От нас, родителей, требуются порой
исключительные терпение и терпимость, и даже философский настрой.
Это поможет принять подростковую моду, неизвестные ранее словечки
и выражения, трудно переносимую музыку, причудливые прически
и сомнительные украшения, слишком короткие юбки или слишком дырявые
джинсы. > Подростковая мода подобна
ветрянке многие ребята ее подхватывают и переносят
в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же
улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай бог родителям в это время
войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью. Согласия
со своим мнением он не добьется, а контакт и доверие может
потерять окончательно. > Что же
остается на долю родителей, кроме терпения и принятия неизбежности
«ветрянки»? По‑моему, очень многое, и самое главное
оставаться носителями и проводниками более общих, непреходящих ценностей:
честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.
Заметьте, что многие из этих ценностей вы можете не только
обсуждать с вашим взрослеющим ребенком, но и реализовать
во взаимоотношениях с ним, а это самый главный дар,
который он в глубине души ищет и надеется от вас получить! > Правило четвертое. > Правила (ограничения,
требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между
собой. |
> Знакомо ли вам, когда мама говорит одно,
папа другое, а бабушка третье. Вот как в этом
случае. > Лене купили нарядные лаковые
туфельки, на следующее утро она собирается в детский
сад. > ЛЕНА: Я надену новые туфельки. > МАМА: Нет,
Леночка, они для праздников и для гостей. > ЛЕНА: Нет,
я хочу, хочу сегодня! (Начинает хныкать.) > ПАПА:
Не расстраивайся, мы что‑нибудь придумаем. Обращается к маме:
Может быть, можно, один только раз? > МАМА: Нет,
я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие
вещи! > ЛЕНА (плачет сильнее): Тогда
я не пойду в садик вообще‑е! > (Входит бабушка). > БАБУШКА:
Что опять случилось?! Опять вы расстраиваете ребенка с самого
утра?! Иди ко мне, девочка, расскажи, кто тебя обидел. Ах, туфельки?
Я тебе куплю сегодня же другие, будешь в них ходить, когда
захочешь. > В такой ситуации ребенку невозможно
усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться
своего, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи
от этого не становятся лучше. > Даже если один родитель не согласен
с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом,
уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти
к общему мнению. > Не менее важна последовательность
в соблюдении правил. Если ваш ребенок два дня подряд ложился
в 10 часов вечера вместо 9‑ти, то на третий день
вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит,
что вчера и позавчера вы ему «разрешали». > Стоит помнить, что дети
постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают
как правило только то, что не поддается расшатыванию.
В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать. > Правило пятое. > Тон, в котором
сообщается требование или запрет, должен быть скорее
дружественно‑разъяснительным,
чем повелительным. |
> Любой запрет желаемого для ребенка
труден, а если он произносится сердитым или властным тоном,
то становится трудным вдвойне. > Мы уже говорили, что на вопрос
«Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так
сказал», «Я так велю», «Нельзя, и всё!» Нужно коротко пояснить:
«Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться...» > Объяснение должно быть коротким,
и повторяться один раз. Если ребенок снова спрашивает: «Почему?»,
то это не потому, что он вас не понял, а потому, что
ему трудно побороть свое желание. Здесь поможет то, что вы уже
проходили: например, активное слушание. Приказы же и «Ты‑сообщения»
усугубляют сопротивление ребенка. > Предложение, в котором
вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.
Например, стоит сказать: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть
спичками!»; «Конфеты едят после обеда» вместо: «Сейчас же положи конфету
назад!»; «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули»,
вместо: «Перестань мучить кошку!» > Рассмотрим два примера:
первый неудачный, второй удачный разговор мамы
с детьми. > Дети увлеченно играют. > МАМА: Хватит,
заканчивайте! (Приказ.) > СЫН: Как?
Почему заканчивать? > МАМА: Прекрасно знаете почему: вы должны отправляться
спать. (Приказ в форме «Ты‑сообщения».) > ДОЧЬ: Как,
уже спать?! > МАМА: Да, уже! И никаких возражений! (Приказ.) > Отбирает игру, дети расстроены
и сердиты. > Гораздо лучше, когда разговор идет иначе
с первых же слов мамы.МАМА: Ребята, пора заканчивать. (Безличная
форма.) > СЫН: Как?
Почему заканчивать? > МАМА: Время ложиться спать. (Безличная форма.) > ДОЧЬ: Как,
уже спать!? > МАМА: Я вижу, игра интересная, и вам трудно
оторваться. (Активное слушание.) > ДОЧЬ: Да,
очень интересная! Смотри, нам осталось сделать всего
два хода! > МАМА: Хорошо, два хода это немного,
договорились. > ОБА: Да, да. А потом мы сами
всё уберем. > Как видите, мама здесь выдержала
дружественный тон и дала понять, что входит в положение ребят.
Дисциплина от этого не пострадала. Напротив, ребята взяли
на себя ответственность за наведение порядка после игры. > Бывает очень полезно, предвидя трудность
ребенка в выполнении требования, обсуждать ее с ним заранее. Если,
например, известно, что интересный фильм кончается поздно, а ребенок
обязательно хочет посмотреть «хотя бы начало», то стоит
предупредить, что придется прерваться на середине фильма.
Одновременно можно предложить ему на выбор другие возможности, например,
поиграть перед сном в интересную игру или почитать книжку.
Если же он всё‑таки выберет «трудный» вариант, важно проследить,
чтобы уговор был выполнен, и ребенок пошел спать вовремя. > Хорошо помочь ему, напомнив
о договоре минут за пять до назначенного времени. В таком
случае вы окажетесь, скорее, помощником ребенку в выполнении
добровольно взятого на себя слова, чем надоедливым «полицейским».
А он приобретет еще один маленький опыт бесконфликтной
дисциплины.
|